Формирование сознания личности

25.05.2016
И какими бы пламенными ни были его призывы к благоразумию, помешать превратить свое открытие во зло ученый чаще всего не может, ибо между открытием и его применением располагаются те социальные силы, которые в большинстве случаев ему не подвластны. Вспомним безрезультатный демарш Эйнштейна и других ученых против применения американскими военными атомной бомбы.
Следовательно, важно не только воспитать чувство ответственности ученого, но и учитывать то, как социальный строй использует его открытие. То же происходит и в области художественной культуры, хотя здесь есть своя специфика.
Ответственность искусства - это, естественно, ответственность тех, кто творит его. Но не только. Искусство - инструмент в руках определенных социальных сил. Последние через своих представителей - критиков, искусствоведов, соответствующие организации, прессу, общественное мнение и другие рычаги - оказывают определенное воздействие на творцов искусства, поощряя их или подвергая критике.
В социалистическом мире, объединенном общностью цели, мировоззрения и эстетических идеалов, коренные интересы художников и общества совпадают. Все это не снимает с первых личной моральной ответственности за идейное содержание их произведений, но создает целый ряд благоприятных объективных и субъективных условий для объединения их воли и желаний с усилиями всего общества в борьбе за судьбы мира и прогресс человечества.
В буржуазном обществе, где капитал, золото становятся средством, по словам К. Маркса, «всеобщего извращения индивидуальностей», «братания невозможностей», все благородные чувства, делающие человека человеком,- честь, совесть, долг или полностью обесцениваются, или служат лишь респектабельным прикрытием для чувств противоположного свойства. Не удивительно, что такую же метаморфозу претерпело и понятие ответственности как в истолковании буржуазных философов, так и в практическом бытии нравственности.