Ответственность искусства

25.05.2016
В одном случае сильные мира сего, где властвует бизнес, нередко заявляют, что они, как и главари фашистского рейха, берут ответственность за все на себя, в другом - извращается само содержание понятия ответственности. Все это может вводить в заблуждение людей, посвятивших себя научному и художественному творчеству. Гегель считал, что преднамеренная перелицовка добра и зла есть нечистая совесть, лицемерие.
В наше время, когда над миром нависла угроза ядерной войны, ответственность перерастает свои обычные рамки, свою традиционную сферу: быт, семью, деловые и дружественные отношения людей - главным образом личностного плана. Спасти мир от угрозы атомных, экологических и других потрясений не могут отдельные люди. Это долг всего человечества, и каждый ответствен за его судьбы. При этом, если говорить о творческой личности, мера социальной ответственности каждого находится в прямой зависимости от степени его таланта и авторитета. Вопрос о соотношении между талантом и моралью представляет не только теоретический, но и глубоко практический интеpec. Ибо талант - не просто высокая степень одаренности. Это - чрезвычайная и целенаправленная активность. А если так, то оценка таланта должна обязательно включать ответ на вопросы: какие последствия его активности, на что он направлен, каковы мотивы его деятельности. Проблема талант и мораль, талант и общество, таким образом, не касается только первого. Конечно, служение таланта реакционным общественным целям, антигуманным идеалам губит его. Но дело обстоит глубже. Гибель таланта, может быть, не самое горькое в этом случае. Более огорчительны и тяжелы для культуры непоправимые последствия его реакционной направленности.
Таким образом, воспитание у художников, равно как у ученых, чувства ответственности - важнейшее этическое требование современности. Конечно, не следует забывать, что само по себе, без социальных преобразований, такое воспитание не является решением всех проблем.